"Буквоешка"
Программа по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «БуквоЕшка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка
Содержание программы способствует практической подготовке детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа занятий
-
Содержание учебного плана
Раздел I Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. Предложения.
1.1. Для чего нужны занятия по развитию речи? Входной контроль
Теория. Сказка «Как Малышу маму купили».
Практика. Разучивание скороговорки. Входное тестирование.
1.2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. «Минутка безопасности»
Теория. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Понятие «слово». Подходящие по смыслу слова. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игровое упражнение «Обведи правильно». Игра «Назови скорее». Рисование коротких, отрывистых линий.
1.3. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. «Минутка безопасности»
Теория. Подходящие по смыслу слова. Правильное произношение слов. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игровое упражнение «Кто внимательный?», игра «Встреча друзей», игра «Загадки-обманки», «Назови правильно».
1.4. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам
Теория. Знакомство со звучанием слов, протяженностью слов (длинные и короткие). Поэтические сравнения. Деление слов на слоги.
Практика. Игровое упражнение «Соедини правильно», игра «Загадки и отгадки», рисование коротких линий, игра «Какие бывают слова?», игра «Какие бывают слова?»
1.5. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.
Теория. Звучание слов. Слова близкие по звучанию. Сила голоса: громко, звонко, тихо.
Практика. Игровое упражнение «Кто в домике живет?», игровое упражнение «Соедини правильно». Игра «Подскажи словечко», игра «Зарядка», рисование округлых и прямых линий.
1.6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках
Теория. Слоги. Деление слов на слоги. Слова, похожие по звучанию.
Практика. Игровое упражнение «Загадки и отгадки», загадки, игровое упражнение «Соедини правильно». Раскрашивание картинок-отгадок, деление слогов на слоги, рисование коротких отрывистых линий.
1.7. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках
Теория. Открытые и закрытые слоги. Деление слов на слоги. Длинные и короткие слова.
Практика. Игровое упражнение «Раздели правильно», игровое упражнение «Загадки и отгадки». «Игра с пальчиками», игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок, игра «кто внимательный?».
1.8. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках
Теория. Звучание и протяженность слов. Слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
Практика. Игровое упражнение «Раздели правильно», игровое упражнение «Загадки и отгадки». «Игра с пальчиками», игровое упражнение «Кто у кого?», деление слогов на слоги, отгадывание загадок, игра «Кто внимательный?».
1.9. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловкого
Теория. Подбор к слову схемы. Подбор слов, подходящих по смыслу. Логические паузы.
Практика. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игра «Встреча друзей», игра «Подскажи словечко», игра «Встреча друзей», игровое упражнение «Найди ошибки художника».
Раздел 2 Звуки и буквы
2.1. Звук и буква А
Теория. Знакомство с гласным звуком А и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука А в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука А в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой А как с письменным обозначением звука А.
Практика. Игры «Найди и обведи», «Определи место звука в слове», «Кто внимательный», «Определи место буквы в слове». Физкультминутка «Аист». Упражнение «Рисуем матрешек, пишем букву А».
2.2. Звук и буква О
Теория. Знакомство с гласным звуком О и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука О в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука О в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой О как с письменным обозначением звука О.
Практика .Игры «Найди и обведи», «Определи место звука в слове», «Кто внимательный», «Схема, слово». Физкультминутка «Слушай, делай». Упражнение «Рисуем мячи, пишем букву О».
2.3. Звук и буква У
Теория.
Знакомство с гласным звуком У и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука У в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука У в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой У как с письменным обозначением звука У.
Практика. Игры «Загадки и отгадки», «Схема, слово», Кто внимательный», «Соедини правильно». Физкультминутка «Паровоз». Упражнение «Рисуем крючки, пишем букву У».
2.4. Звук и буква Ы
Теория. Знакомство с гласным звуком Ы и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука Ы в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Ы в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы.
Практика.Игры «Подскажи словечко», «Загадки, предметы, схемы», «Ну-ка, буква, отзовись». Физкультминутка «Мы бегаем кругом». Упражнение «Пишем букву Ы».
2.5. Звук и буква Э
Теория. Знакомство с гласным звуком Э и его условным обозначение – красный квадрат. Место звука Э в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Э в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Знакомство с буквой Э как с письменным обозначением звука Э.
Практика. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». Физкультминутка «Паровоз». Упражнение «Пишем букву Э».
2.6. Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала
Теория. Определение места звука в слове. Слоговое чтение.
Практика. Игровые упражнения «Напиши и прочитай», «Кто в каком домике живет». Игры «Кто больше?», «Закрась правильно», «Подскажи словечко», «Звук и буква». Физкультминутка «Зайка».
2.7. Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Теория. Знакомство с согласным звуком Л и его условным обозначение – синий квадрат. Место звука Л в слове (в начале, середине или конце). Обозначение на схеме (прямоугольнике) места звука Л в слове, используя условное обозначение – синий квадрат. Знакомство с буквой Л как с письменным обозначением звука Л. Слоговое чтение. Деление слов на слоги.
Практика. Игры «Назови первый звук», «Предмет, схема», «Раздели правильно». Физкультминутка «Влево-вправо». Упражнение «Пишем букву Л и читаем слоги
Раздел 3: Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными
3.1. Звуки «С-СЬ» (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира
Теория. Знакомство с твердыми и мягкими согласными. Звуки «С-СЬ». Подбор слов, подходящих по смыслу. Деление схемы слова на слоги.
Практика. Игровое упражнение «Песенка насоса». Игра «Подскажи словечко», игра «Пальчики», раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
3.2. Звуки «З-ЗЬ» (песенки большого и маленького комара), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам
Теория. Знакомство с твердыми и мягкими согласными .Звуки «З-ЗЬ». Слова разной протяженности (длинные и короткие).
Практика. Игра «Зайке холодно сидеть», игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?», заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам. Игровое упражнение «Как поют комары?». Игра «Загадки и отгадки».
3.3. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках
Теория. Различие звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», деление слов на слоги.
Практика. Игровое упражнение «Помоги животным найти домик», работа с картинками, игровое упражнение «Раздели правильно». Игра «Подскажи словечко», игра «Зайке холодно сидеть», игра «Кто внимательный?», деление слов на слоги.
3.4. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира
Теория. Твердый звук «Ц». Чтение рассказа А. Максакова «Цыпленок Цып».
Практика. Игра «Закончи предложение», игровое упражнение «Цапля», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
3.5. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки
Теория. Твердый звук «Ш». Знакомство с термином «согласный звук».
Практика. Игровое упражнение «Будь внимательным», игра «Подскажи словечко», игра «Шарик», рисование шариков, заучивание потешки.
3.6. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко
Теория. Твердый звук «Ж». Интонационное выделение звука.
Практика. Работа с картинками. Игра «Загадки и отгадки», игровое упражнение «Раздели правильно», «Будь внимательным», игра «Жуки», рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.
3.7. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений
Теория. Различие звуков «Ш-Ж». Знакомство с термином «звук».
Практика. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон», игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно», рисование дорожек, повторение стихотворений.
3.8. Внеклассное мероприятие «Новогодние приключения в школе «Буратино»
Практика. Новогодний праздник.
3.9. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, разучивание стихотворение С. Михалкова
Теория .Мягкий звук «Щ». Определение место звука в слове.
Практика. Игровое упражнение «Соедини правильно», игра с мячом «Назови скорее», игра «Подскажи словечко», рисование щеток, разучивание стихотворение С. Михалкова.
3.10. Промежуточный контроль
Практика. Тестирование.
3.11. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов
Теория. Мягкий звук «Ч». Продолжать знакомство с термином «звук».
Практика. Игровое упражнение «Будь внимательным», игра «Часы». Игра «Загадки и отгадки», рисование предметов.
3.12. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.
Теория. Различие звуков «Ч-Щ».
Практика. Игровое упражнение «Раздели правильно», игра «Черепахи»
3.13. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской
Теория. Твердые и мягкие звуки «Р-РЬ». Место звука в слове.
Практика. Игра «Загадки и отгадки», игра «Зарядка», «Кто внимательный?», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Выготской.
3.14. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой
Теория. Твердые и мягкие звуки «Л-ЛЬ».
Практика. Игра «Подскажи словечко», игровое упражнение «Раздели правильно» рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.
3.15. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной
Теория. Твердые и мягкие звуки «М-МЬ». Знакомство с линейностью слов (длинные и короткие). Характерные признаки загадки.
Практика. Игра «Загадки и отгадки», игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шоригиной.
3.16. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус
Теория. Твердые и мягкие звуки «Б-БЬ». Слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
Практика. Игровые упражнения «Подскажи словечко», «Раздели правильно», деление слов на слоги, игра «Буратино», заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус.
3.17. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса
Теория. Твердые и мягкие звуки «К-КЬ». Интонационное выделение звука.
Практика. Игровое упражнение «Назови первый звук»,игра «Подскажи словечко», «Найди и раскрась», «Пальчики», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса.
3.18. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира
Теория. Твердый звук «Г».
Практика. Игра «Подскажи словечко», упражнение «Раздели правильно», игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», заучивание стихотворения Г. Сапгира
3.19. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной
Теория. Различие звуков «Г-К».
Практика. Игровое упражнение «Раскрась и обведи правильно», «Соедини правильно», игра «Скворечник», закрашивание предметов, нахождение различий в двух похожих рисунках Т. Шорыгиной.
2.20. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой
Теория. Твердые и мягкие звуки «Д-ДЬ».
Практика. Игра «Загадки и отгадки», «Кто внимательный?», «Птичка», игровое упражнение «Раскрась правильно », штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.
3.21. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова
Теория. Твердые и мягкие звуки«Т-ТЬ».
Практика. Игровое упражнение «Назови первый звук», игровое упражнение «Раздели правильно», игра «Часы», рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.
3.22. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений
Теория. Различие звуков «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
Практика. Игровое упражнение «Обведи правильно», «Раздели правильно», «Нарисуй домик»,рисование домика, повторение стихотворений.
Раздел 4 Повторение
4.1. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка.
Теория. Работа со звуками «з-зь», «ж», «с-сь».
Практика. Игра «Загадки-обманки, «Кто катается на карусели?», игровое упражнение «Соедини правильно», «Игра с пальчиками», «Кто в домике живет?», штриховка.
4.2. Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов
Теория. Работа со звуками «Р-РЬ», «Ш».
Практика. Игра «Звуки поменялись местами», «Загадки и отгадки», игровые упражнения «Соедини правильно», «Раскрась правильно».
4.3. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений
Теория. Работа со звуками «Л-ЛЬ», «Б-БЬ.
Практика. Деление слов на слоги, игра «Необычный цветок», «Раскрась и обведи правильно», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование березки.
4.4. Закрепление пройденного материала.
Теория. Работа с картинками, работа со схемами.
Практика. Деление слов на слоги, игра «Звуки поменялись местами», «Отгадай загадки», игровое упражнение «Необычный цветок», «Раздели правильно».
4.5. Итоговый контроль
Практика. Тестирование.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»